Конструктивная схема мышления

Главным отличием данной схемы от предыдущей является предположение о том, что все мыслимые сущности эволюционируют в мышлении почти безотносительно к событиям, происходящим в окружающей среде. И именно эта эволюция является силой движения мысли. Спасибо Виктору Лещикову и Джеффу Хокинсу за интересные идеи.

Представим пространство, заполненное множеством (сотни тысяч, возможно миллионы) сфер. В каждой сфере есть лазерная пушка. Сфера может из пушки палить по соседним сферам или просто "висеть". Сферы могут срелять сквозь друг-друга. Цель, по которой палит каждая данная сфера, определяется функцией от всех тех выстрелов, которые в данный момент дают по данной сфере. Логика этих функций может быть разная. Например: если по тебе палит не меньше двух пушек - стреляй в ближайшую сферу слева-вверху, если же палит одна пушка - стреляй по центру. Могут быть и другие правила, типа: если по тебе палят - молчи, если никто не палит - стреляй туда, куда стреляла в последний раз и т.д.

Такая модель может характеризоваться параметрами устойчивости и динамического баланса, может организовывать самоподдерживающиеся циклы, может реализовать любую логическую триггерную схему и т.д. Почему именно так? Я пришёл к выводу, что интеллект не работает ни с чем более, кроме как с направлениями. Интеллект - это исключительно геометрическая машинка. Все семантические феномены - это феномены актуализации направлений. Начиная от осознанных действий мышцами и заканчивая предсказанием следующего слова собеседника. Для этого и нужен соответствующий моделирующий пространственный инструмент-конструктор, в котором направление будет решать всё.

Исходя из исследований мозга такими "палящими сферами" могут оказаться колонки коры - на уровне модели мира, и группы клеток таламуса - на уровне принятия решений.
Основные отличия данной модели от обычных ИНС:
- разные функции для разных элементов
- возможность пространственно менять получателя своего выходного сигнала
- объёмная структура сети
- естественная возможность строить иерархические и рекуррентные структуры
- информация содержится только в направлении (значении угла) конкретных выстрелов

В такой схеме суммарная синхронная активность всех стреляющих пушек - это сознание. Сам выстрел - это модель актуализации направления. Те направления, по которым палят сферы - это предметное содержание нашего сознания. Повторяю, информация содержится только в направлении пространства! Никакой доп-информации сам выстрел не несёт! Каждая сфера имеет свою относительную точку отсчёта, своё начало координат. Единица информации - это единичное направление. Каждая сфера - это функция от входных направлений. И значение функции - тоже направление! Выраженное, например, углом.

Посмотрим как в такой схеме реализуется, например, зрение. Есть сетчатка, на неё проецируется мир. Каков мир, система изначально не знает. Но её задача так самонастроиться, самоорганизоваться, чтобы активность выстрелов по сетчатке "изнутри" компенсировала (с заложенной изначально точностью) активность этой сетчатки. Например, на сетчатку "снаружи" проецируется круг. Само собой, чтобы скомпенсировать круглое пятно такой конструктор из сфер с лазерами должен так организоваться, чтобы его выстрелы образовывали круглое пятно (или фигуру, которая будет активна на сетчатке с учётом областей с on/off центрами). Такая активность конструктора для компенсации круглого пятна будет осознаваться системой как круг. Заметьте! Не проекция круга на сетчатку из мира создаёт сознание, а конструктор, создавая встречный образ, осознаёт тем самым этот образ. Конструктор осознаёт только ту активность (выстрелы), которую создаёт сам! Абстракцией в такой модели есть синхронная активность пушек для компенсации данного целостного образа. Не обязательно круг будет воссоздаваться одним слоем пушек, это может быть иерархическая система, каждый слой в которой занимается только своим уровнем деталей. Например, самый внутренний слой задаёт центр образа (в данном случае круга), более поверхностные слои "выстреливают" детали образа, используя выстрелы глубокого слоя как наводящий контекст.

То же самое с тактильным и мышечным чувством, запахами, слухом, и прочими осознаваемыми ощущениями. Достаточно только подобрать внешние датчики нужного типа, чтобы конструктор мог "выстреливать" их активность осознавая тем самым нужные нам параметры среды. Точно так же реализуются внутренние абстракции, например "дружба". Это контекст (система) из активных пушек, которые выстреливают активность рецепторов. Этот контекст является целевым для более глубокого уровня пушек, именно они, "выстреливая" этот контекст, создают осознание "дружбы". Пушки, могут палить и по мышцам, заставляя их сокращаться. Таким образом "фигура", которую "вырисовывают" пушки на мышцах - это абстракция воли. В такой схеме воля и восприятие - это единый синхронный поток сознания. Поток от конструктора в сторону внешнего мира.

Чтобы такая машинка была способна на стратегическую деятельность необходимо сделать её многослойной, где более глубокие слои будут отвечать не только за пространственно общие образы но и за временнУю глубину контекста. Т.е. чем из большей глубины производится выстрел, тем более общий характер в пространстве/времени он имеет.

Модель чёрного (или какого-либо другого) ящика с входом и выходом не годится для модели интеллекта. Восприятие - не есть вход, воля - не есть выход, а мышление - не есть обработчик информации. Мышление - конструктор компенсационных упреждающих (предсказывающих) сигналов на рецепторы и эффекторы, работающий с целью создания адекватной внутренней субъективной реальности и последующего воссоздания (проекции) этой реальности на мире. Поскольку это воссоздание всегда носит компенсационный характер, деятельность разума в мире всегда направлена на создание предсказуемых условий жизни (упорядочение) с целью сохранения целостности системы, обслуживаемой интеллектом.

Рассмотрим более конкретный пример. На сетчатку попал луч света. Он возбудил рецептор - сферу, которая стреляет по нашему конструктору. Её логика такая: "если по тебе стреляют - молчи". Если конструктор уже настроен на осознание точки в данном направлении, то он немедленно начнёт палить по сфере, которая соответствует внешнему лучу света и конструктор тем самым осознает "точку". В начальном состоянии конструктор скорее всего не настроен и пропустит удар. Рецептор будет "стрелять" по самым глубоким, абстрактным сферам. Их логика другая: "если по тебе стреляют - стреляй по соседям, которые находятся под острым углом к месту попадания". Логика соседей иная: "Стреляй в направлении, противоположном месту попадания". Образуется система с обратной связью! Как только одна из сфер-соседей стрельнёт по нужному рецептору, тот замолкнет и перестанет палить по абстрактным сферам. Если конструктор перестанет палить, то рецептор опять начнёт палить по абстрактным сферам. Чтобы этого не происходило система должна постоянно находится на определённом уровне активности - осознавать точку с упреждением, предсказанием! (именно поэтому закрыв глаза мы продолжаем "видеть" последнюю виденную, сконструированную картинку). Чтобы система не искала путь гашения рецептора заново, каждой сфере удобно запомнить, что "при угле попадания таком-то, лучше стрелять по углу такому-то". Это и будет обучением! Составление и хранение таблицы соответствия углов. (это напоминает работу маршрутизатора в интернете... Выходит инет уже давно интеллектуален?...) Можно представить аналогию механической системы, в которой мячик отбивается от стенки не под тем углом, под которым ударился об стенку, а под тем углом который заучила стенка (выявила путём проб и ошибок!) в процессе научения компенсации активности мячиков. Без перебора (т.е. хаоса, неопределённости хоть в каком-то виде) никак нельзя, т.к. система никогда заранее не может знать как действовать наилучшим способом, т.е. для наилучшей компенсации.

Механизм формирования образов воли аналогичен механизму формирования образов восприятия. И то и другое имеет иерархический характер "от общего к частному". Для формирования и того и другого нужна тренировка путём повторения. Либо повторения раздражителя восприятия (при научении, например, буквам), либо повторение движения под сознательным контролем (например, заучивание фортепианных упражнений). Механизм, заметьте, один и тот же: конструктор абстракций формирует поток сознания, в надежде (ожидании), что он окажется адекватным (компенсирующим) либо состоянию сетчаки (при осознании зрительных образов), либо датчиков мышечного чувства (при осознании своего телесного волеизъявления). Нервный импульс в сторону мышцы - это осознание движения; нервный импульc в сторону датчика мышечного чувства - тоже осознание движения. И факт подтверждения этого движения через осознание зрительного образа движущейся руки, например, это более опосредованое но тоже осознание движения. Нет разницы между механизмом сознательного восприятия и механизмом сознательной воли т.к. и то и другое есть компенсационный поток упреждающей сознательной активности от конструктора мышления в сторону мира (рецепторов или эффекторов).

Из такой модели следует, что априорное состояния разума не может быть "табула расой" т.к. интеллект в таком случае оказывается изначально полностью без сознания! Разомкнутым. И такая машинка никогда не "завертится". А вот первичный хаос - это то, что надо! Сознание изначально хаотично, а в процессе работы структуризируется, самоорганизуется, подбирает нужные, более точные, таблицы углов.

Критерием интеллектуального поведения такой системы и одновременно критерием хорошей обученности является интегральный (или локальный, для подсети) показатель спокойствия. Система стремится к спокойствию (динамическому равновесию), тем самым стремясь к целостности и существованию.

Эта модель ориентировочная и может быть произвольно изменена. Например, пушки возможно могут палить не просто лучём но и конусом или одна сфера палить несколькими лучами. При реализации модели возможно удобным окажется запоминание не таблицы углов, а имён сфер соответствующих направлениям.

Обсуждение на "GotAI"
Обсуждение на "Образце" (архив)
Hosted by uCoz